В некоторых резерватах установлен лимит на выгон скота на общинное пастбище, но богатые скотовладельцы его ...
Северной границей Южной Африки можно считать р. Замбези в ее нижнем и среднем течении, вплоть до водопада Виктория, и южную ...
Скот находился во владении больших патриархальных семей, некоторые из них имели по нескольку тысяч голов. Уход за скотом был обязанностью ...

Миссионер Роберт Моффат

Народы Южной Африки

africa109Последней жертвой империалистической экспансии в Южной Африке были матабеле. Изгнанные бурами из Бечуаналенда, они направились на север и поселились в нынешней Южной Родезии.

До прихода матабеле эта территория была заселена также бечуанами и многочисленной группой племен машона. Бечуаны остались жить на прежних местах и находились в зависимости от матабеле; часть машона отступила на восток, укрывшись в труднодоступной гористой местности, часть осталась жить среди завоевателей. Старый вождь матабеле Моселекатсе умер в 1868 г., ему наследовал сын Лобенгула, основавший новую столицу матабеле — г. Булавайо.

Первым из англичан среди матабеле побывал миссионер Роберт Моффат. Он посетил матабеле в 1829 г., когда они жили еще в Бечуаналенде, и познакомился с Моселекатсе. Из своей миссионерской станции в Курумане он несколько раз ездил к матабеле и на место их нового поселения, где в 1859 г. основал миссионерскую станцию, во главе которой поставил своего сына Джона.

В письмах Р. Моффата ярко обрисованы жизнь и социальная организация матабеле. Мы воспользуемся этими письмами для характеристики крайне интересной военной организации матабеле, которая дополнит описание зулусской армии Чаки.

Каждый взрослый мужчина, способный носить щит и колоть копьем, являлся солдатом. Быть солдатом — это и почетное право, и священная обязанность. Стать солдатом — заветная мечта всякого юноши-матабеле. Он готовился к этому с ранних лет, и выступление в первый поход было самым счастливым днем его жизни.

Так же как и у зулусов, матабеле не мог жениться до тех пор, пока не отличится на поле брани. Большинство солдат не имело жен. Моселекатсе объяснял это правило так: мантото, уходя в поход, оставляют часть своего сердца дома, тогда как настоящий воин должен иметь свое сердце на поле боя. Моселекатсе давал разрешение жениться в награду за храбрость, за особые заслуги. Женатый солдат, проявивший трусость, мог быть лишен жены навсегда или на время; это — своеобразное дисциплинарное взыскание.

Проезжая по стране матабеле, Моффат встретил селение, в котором совсем не было мужчин. Расспрашивая женщин, он выяснил следующее. Моселекатсе отправил три отряда своих женатых воинов против зулусских отрядов Дингаана. На поле боя матабеле проявили трусость, в наказание за это Моселекатсе поселил их отдельно от жен, запретил всякую связь с ними и сказал: когда отличатся в бою, вновь докажут свою храбрость, тогда получат обратно своих жен.

Поделись с другими...

Голосование

Какая из ниже перечисленных стран не входит в Южноафриканский таможенный союз?







 

Популярное на сайте

Материальная культура бушменов

31.08.2011 |  4215
Древнейшая история Южной Африки известна довольно хорошо. На территории Южной... Подробнее...
Империалисты и их идеологи

12.11.2011 |  4203
К началу европейской колонизации Южной Африки банту, как указывалось выше,... Подробнее...
Коренное африканское население

14.10.2011 |  3466
Борьба против расовой дискриминации банту, мулатов и индийцев — общее... Подробнее...
Права и обязанности вождей

10.12.2011 |  3116
Без согласия колониальной администрации племя не может сместить своего вождя,... Подробнее...
Статут вождей племен

05.12.2011 |  2779
Племенная организация менее устойчива, чем родовая, и за годы европейского... Подробнее...