01.01.2012 16:20
Последней жертвой империалистической экспансии в Южной Африке были матабеле. Изгнанные бурами из Бечуаналенда, они направились на север и поселились в нынешней Южной Родезии.
До прихода матабеле эта территория была заселена также бечуанами и многочисленной группой племен машона. Бечуаны остались жить на прежних местах и находились в зависимости от матабеле; часть машона отступила на восток, укрывшись в труднодоступной гористой местности, часть осталась жить среди завоевателей. Старый вождь матабеле Моселекатсе умер в 1868 г., ему наследовал сын Лобенгула, основавший новую столицу матабеле — г. Булавайо.
Первым из англичан среди матабеле побывал миссионер Роберт Моффат. Он посетил матабеле в 1829 г., когда они жили еще в Бечуаналенде, и познакомился с Моселекатсе. Из своей миссионерской станции в Курумане он несколько раз ездил к матабеле и на место их нового поселения, где в 1859 г. основал миссионерскую станцию, во главе которой поставил своего сына Джона.
В письмах Р. Моффата ярко обрисованы жизнь и социальная организация матабеле. Мы воспользуемся этими письмами для характеристики крайне интересной военной организации матабеле, которая дополнит описание зулусской армии Чаки.
Каждый взрослый мужчина, способный носить щит и колоть копьем, являлся солдатом. Быть солдатом — это и почетное право, и священная обязанность. Стать солдатом — заветная мечта всякого юноши-матабеле. Он готовился к этому с ранних лет, и выступление в первый поход было самым счастливым днем его жизни.
Так же как и у зулусов, матабеле не мог жениться до тех пор, пока не отличится на поле брани. Большинство солдат не имело жен. Моселекатсе объяснял это правило так: мантото, уходя в поход, оставляют часть своего сердца дома, тогда как настоящий воин должен иметь свое сердце на поле боя. Моселекатсе давал разрешение жениться в награду за храбрость, за особые заслуги. Женатый солдат, проявивший трусость, мог быть лишен жены навсегда или на время; это — своеобразное дисциплинарное взыскание.
Проезжая по стране матабеле, Моффат встретил селение, в котором совсем не было мужчин. Расспрашивая женщин, он выяснил следующее. Моселекатсе отправил три отряда своих женатых воинов против зулусских отрядов Дингаана. На поле боя матабеле проявили трусость, в наказание за это Моселекатсе поселил их отдельно от жен, запретил всякую связь с ними и сказал: когда отличатся в бою, вновь докажут свою храбрость, тогда получат обратно своих жен.
Современный вождь племени совсем не похож на традиционного вождя, описанного в старой этнографической литературе.
Угроза колониального порабощения стала совершенно очевидной для всех коса, и это помогло вождю Макомо объединить всех коса и начать в 1834 году освобождение родной земли.
В начале XIX века Капскую колонию захватила Англия. В это время англичане вели войну с наполеоновской Францией. Французские войска одерживали победы над своими противниками в Европе, Англия же между тем…
Исходя из дискриминационной политики — не пускать семьи рабочих - банту в города, строят преимущественно большие бараки для одиночек.
Банту прошли уже длинный путь борьбы против расовой дискриминации, применяли различные ее формы, создавали различные организации.
Религиозные миссии приложили не мало трудов, чтобы проповедью христианского смирения и послушания властям превратить банту в покорных рабов империализма.
Решение об ограничении избирательных прав капских мулатов вызвано главным образом страхом империалистической верхушки перед ростом прогрессивных сил и политической активностью мулатов, но вместе с тем для националистической партии Малана это…
Род был экзогамным: мужчина не мог жениться на девушке своего рода, хотя бы она и приходилась ему очень дальней родственницей, он должен был брать в жены девушку из другого рода.
Каждое племя, каждый род имели своих наследственных вождей, под руководством которых они боролись в последней войне за независимость. Колониальное правительство назначало вождей, заранее зная, что народ их не примет.
На основе этой организации Чаке удалось создать некоторое подобие регулярной армии. Чака выделил всю боеспособную часть мужского населения из подчинения вождям племен.
В 1872 году Умпанде умер, власть верховного вождя перешла к его старшему сыну Кетчвайо. Под нажимом подчиненных ему племен, остро ощущавших недостаток земли, Кетчвайо начал готовиться к освободительной войне.
Южноафриканское правительство провело через парламент закон о «подавлении коммунизма», о запрещении Коммунистической партии и всякой коммунистической деятельности.
Северной границей Южной Африки можно считать р. Замбези в ее нижнем и среднем течении, вплоть до водопада Виктория, и южную границу португальской колонии Ангола до устья р. Кунене. Южная Африка…
Европейских колонистов мало привлекали пустыни Бечуаналенда, и потому севернее р. Молопо они долго не появлялись.
Статистика занятий городских банту Южной Африки, очень плохо поставленная, совершенно недостаточна для того, чтобы получить ясное представление о классовом и профессиональном составе городского населения. Несомненно, что основную массу городского населения…
В городах Южной Африки банту всегда подвергались расовой дискриминации в тех или иных формах, но до 1923 г. они могли жить в этих городах.
Единственной крепостью племен этой группы был Басутоленд. Его плодородные земли и богатейшие горные пастбища привлекали большие массы народа, и поэтому он был очень густо населен.
Установление империалистического господства коренным образом изменило жизнь южноафриканских банту.
Государство зулусов, созданное Чакой и Дингааном, находилось в стадии становления, еще не успело окрепнуть, в нем сильны были тенденции племенного сепаратизма.
Обзор расселения банту показывает типичную для всей Африки картину: колониальные границы не соответствуют этническим, разрывают народы на части.