Колонизация Южной Африки европейцами привела к земельному ограблению ее коренного населения — готтентотов и ...
Род был экзогамным: мужчина не мог жениться на девушке своего рода, хотя бы она и приходилась ему очень дальней родственницей, ...
За неимением средств и времени, рабочий-арендатор редко обрабатывает больше 2 га. Сеют обычно кукурузу и сорго, разводят огородные ...

Миссионер Роберт Моффат

Народы Южной Африки

africa109Последней жертвой империалистической экспансии в Южной Африке были матабеле. Изгнанные бурами из Бечуаналенда, они направились на север и поселились в нынешней Южной Родезии.

До прихода матабеле эта территория была заселена также бечуанами и многочисленной группой племен машона. Бечуаны остались жить на прежних местах и находились в зависимости от матабеле; часть машона отступила на восток, укрывшись в труднодоступной гористой местности, часть осталась жить среди завоевателей. Старый вождь матабеле Моселекатсе умер в 1868 г., ему наследовал сын Лобенгула, основавший новую столицу матабеле — г. Булавайо.

Первым из англичан среди матабеле побывал миссионер Роберт Моффат. Он посетил матабеле в 1829 г., когда они жили еще в Бечуаналенде, и познакомился с Моселекатсе. Из своей миссионерской станции в Курумане он несколько раз ездил к матабеле и на место их нового поселения, где в 1859 г. основал миссионерскую станцию, во главе которой поставил своего сына Джона.

В письмах Р. Моффата ярко обрисованы жизнь и социальная организация матабеле. Мы воспользуемся этими письмами для характеристики крайне интересной военной организации матабеле, которая дополнит описание зулусской армии Чаки.

Каждый взрослый мужчина, способный носить щит и колоть копьем, являлся солдатом. Быть солдатом — это и почетное право, и священная обязанность. Стать солдатом — заветная мечта всякого юноши-матабеле. Он готовился к этому с ранних лет, и выступление в первый поход было самым счастливым днем его жизни.

Так же как и у зулусов, матабеле не мог жениться до тех пор, пока не отличится на поле брани. Большинство солдат не имело жен. Моселекатсе объяснял это правило так: мантото, уходя в поход, оставляют часть своего сердца дома, тогда как настоящий воин должен иметь свое сердце на поле боя. Моселекатсе давал разрешение жениться в награду за храбрость, за особые заслуги. Женатый солдат, проявивший трусость, мог быть лишен жены навсегда или на время; это — своеобразное дисциплинарное взыскание.

Проезжая по стране матабеле, Моффат встретил селение, в котором совсем не было мужчин. Расспрашивая женщин, он выяснил следующее. Моселекатсе отправил три отряда своих женатых воинов против зулусских отрядов Дингаана. На поле боя матабеле проявили трусость, в наказание за это Моселекатсе поселил их отдельно от жен, запретил всякую связь с ними и сказал: когда отличатся в бою, вновь докажут свою храбрость, тогда получат обратно своих жен.

Поделись с другими...

Голосование

Какая из ниже перечисленных стран не входит в Южноафриканский таможенный союз?







 

Популярное на сайте

Империалисты и их идеологи

12.11.2011 |  4188
К началу европейской колонизации Южной Африки банту, как указывалось выше,... Подробнее...
Материальная культура бушменов

31.08.2011 |  4177
Древнейшая история Южной Африки известна довольно хорошо. На территории Южной... Подробнее...
Коренное африканское население

14.10.2011 |  3450
Борьба против расовой дискриминации банту, мулатов и индийцев — общее... Подробнее...
Права и обязанности вождей

10.12.2011 |  3094
Без согласия колониальной администрации племя не может сместить своего вождя,... Подробнее...
Статут вождей племен

05.12.2011 |  2763
Племенная организация менее устойчива, чем родовая, и за годы европейского... Подробнее...