28.12.2011 14:04
Картина изменений в племенной жизни пестра. В забытых захолустьях мелкие племена сохранили свою прежнюю примитивность, внешние изменения мало затронули внутреннее содержание. В других случаях от старой племенной организации осталась лишь форма.
Степень разложения племенной организации относительна, но, безусловно, новая жизнь, новые отношения уже не вмещаются в эти старые рамки. Политика искусственной консервации этого архаического института терпит крах.
Коренные изменения в жизни южноафриканских банту, происшедшие за последние десятилетия, закономерно вызвали глубокие перемены и во взглядах банту на жизнь. На смену старому мировоззрению, соответствовавшему первобытнообщинным порядкам, пришло новое, отражающее изменившиеся условия жизни.
Одной из наиболее характерных черт мировоззрения родового общества, скреплявшей и цементировавшей это общество, являлся культ предков, поклонение духам умерших предков. Так как у всех южноафриканских банту существовал некогда отцовский роди счет родства велся по мужской линии, то и в культе предков главное место занимали духи отцов, дядей и т. д. Каждая семья поклонялась своему мужскому предку, племя в целом поклонялось предкам вождя, которые считались основателями племени.
Каждый обращался к духам предков сам, когда речь шла о его личных интересах, заботах. Но если затрагивались интересы рода или племени в целом, то требовалось участие «посредника», пользовавшегося преимущественной благосклонностью предков. Таким «посредником» и выступал вождь племени или рода. Во всех значительных случаях жизни племени или рода и также при стихийных бедствиях, под руководством вождя устраивалось коллективное обращение к духам предков; у них просили помощи, покровительства, избавления от зла.
Кроме того, банту верили в различных духов гор, лесов и т. п. У них было смутное представление о верховном божестве. Зулусы назвали его Ункулункулу, или Инкоси, басуто — Модимо, каждый народ по-своему. Его часто отождествляли с небом, и грозные явления природы — гром, молния, ливень и т. п. — объяснялись проявлением его мощи. Однако, в полном соответствии с родовым строем, эти верования переплетались с культом предков. Самое слово «Ункулункулу» в переводе означает «очень, очень старый», «Инкоси» — «вождь», «Модимо» — «дух предка». В представлениях зулусов Ункулункулу считался предком всех их предков, творцом солнца и луны, создателем законов и обычаев. В исключительных случаях, когда не помогало обращение к духам - предкам, приносили жертвы ему.
Современный вождь племени совсем не похож на традиционного вождя, описанного в старой этнографической литературе.
Угроза колониального порабощения стала совершенно очевидной для всех коса, и это помогло вождю Макомо объединить всех коса и начать в 1834 году освобождение родной земли.
В начале XIX века Капскую колонию захватила Англия. В это время англичане вели войну с наполеоновской Францией. Французские войска одерживали победы над своими противниками в Европе, Англия же между тем…
Исходя из дискриминационной политики — не пускать семьи рабочих - банту в города, строят преимущественно большие бараки для одиночек.
Банту прошли уже длинный путь борьбы против расовой дискриминации, применяли различные ее формы, создавали различные организации.
Религиозные миссии приложили не мало трудов, чтобы проповедью христианского смирения и послушания властям превратить банту в покорных рабов империализма.
Решение об ограничении избирательных прав капских мулатов вызвано главным образом страхом империалистической верхушки перед ростом прогрессивных сил и политической активностью мулатов, но вместе с тем для националистической партии Малана это…
Род был экзогамным: мужчина не мог жениться на девушке своего рода, хотя бы она и приходилась ему очень дальней родственницей, он должен был брать в жены девушку из другого рода.
Каждое племя, каждый род имели своих наследственных вождей, под руководством которых они боролись в последней войне за независимость. Колониальное правительство назначало вождей, заранее зная, что народ их не примет.
На основе этой организации Чаке удалось создать некоторое подобие регулярной армии. Чака выделил всю боеспособную часть мужского населения из подчинения вождям племен.
В 1872 году Умпанде умер, власть верховного вождя перешла к его старшему сыну Кетчвайо. Под нажимом подчиненных ему племен, остро ощущавших недостаток земли, Кетчвайо начал готовиться к освободительной войне.
Южноафриканское правительство провело через парламент закон о «подавлении коммунизма», о запрещении Коммунистической партии и всякой коммунистической деятельности.
Северной границей Южной Африки можно считать р. Замбези в ее нижнем и среднем течении, вплоть до водопада Виктория, и южную границу португальской колонии Ангола до устья р. Кунене. Южная Африка…
Европейских колонистов мало привлекали пустыни Бечуаналенда, и потому севернее р. Молопо они долго не появлялись.
Статистика занятий городских банту Южной Африки, очень плохо поставленная, совершенно недостаточна для того, чтобы получить ясное представление о классовом и профессиональном составе городского населения. Несомненно, что основную массу городского населения…
В городах Южной Африки банту всегда подвергались расовой дискриминации в тех или иных формах, но до 1923 г. они могли жить в этих городах.
Единственной крепостью племен этой группы был Басутоленд. Его плодородные земли и богатейшие горные пастбища привлекали большие массы народа, и поэтому он был очень густо населен.
Установление империалистического господства коренным образом изменило жизнь южноафриканских банту.
Государство зулусов, созданное Чакой и Дингааном, находилось в стадии становления, еще не успело окрепнуть, в нем сильны были тенденции племенного сепаратизма.
Обзор расселения банту показывает типичную для всей Африки картину: колониальные границы не соответствуют этническим, разрывают народы на части.